Исторический взгляд на резьбу по дереву
Резьба по дереву, как один из древнейших видов искусства, общая для всех культур, начиная с каменного века. Единственный реальный недостаток древесины как материала для скульптуры – недолговечность. Будучи влагопоглощающей и уязвимой для насекомых и переносимых по воздуху грибков, древесина может довольно быстро разлагаться.
В результате для монументальных работ предпочтение отдается бронзе, мрамору и другим видам камня. Тем не менее, дерево было основным типом африканской скульптуры, из которого изготавливались маски, статуэтки и предметы декора. Древесина также широко использовалась в океаническом искусстве для вырезания церемониальных каноэ и других предметов, а также в культуре тотемных столбов искусства американских индейцев и в искусстве аборигенов Австралии.
К сожалению, большая часть этого древнего племенного наследия исчезла. Резьба по дереву также была распространена в греческой скульптуре, хотя она была гораздо менее престижной, чем резьба по слоновой кости, и использовалась в основном для небольших работ. Древесина процветала позже в Европе, наряду со средневековой, романской и готической архитектурой, главным образом в церквях и соборах.
В течение 20-го века пластическое искусство использовало дерево несколькими новаторскими способами. Величайшая резьба по дереву в истории скульптуры была произведена в эпоху поздней готики в Германии, когда был создан ряд выдающихся образцов запрестольного искусства и других религиозных произведений. Среди скульпторов по дереву этой эпохи — знаменитый немецкий художник Тильман Рименшнайдер, который вырезал знаменитый Алтарь Святой Крови, а также серию потрясающих резных фигурок по липовому дереву, включая запрестольные образы, барельефы, портретные бюсты в натуральную величину, отличающиеся смелой готической символикой и реалистичной резьбой.
Ряд известных современных художников, создававших скульптуры из дерева, включает:
- румына Константина Бранкузи, первой работой которого была скрипка;
- английского скульптора Генри Мур, известного своими гладкими деревянными скульптурами;
- Барбару Хепворт, представительницу биоморфной абстракции;
- художника Поль Гогена, известного своей примитивистской рельефной скульптурой и деревянными масками;
- экспрессиониста Эрнста Барлах;
- польского скульптора Ксаверия Дуниковского, создавшего поразительную картину «Материнство».
Другие статьи: